г. Санкт-Петербург
пр. Невский, 151

Время работы:

с 09.00 до 21.00

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ ЧАСТЬ 2

10 сентября 2021 г.

Под предпринимательским риском понимается риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией, а также товарно-денежными и финансовыми операциями, осуществлением научно-технических проектов.

Предпринимательский риск − это также опасность потенциальной потери ресурсов или отклонение от нормативного варианта, ориентированного на рациональное использование ресурсов.

Риск в предпринимательстве − это определенная вероятность того, что предприятие понесет убытки или потери, если то или иное управленческое решение не осуществится, а также если были допущены просчеты или ошибки при принятии этих решений.

Перечислим основные моменты, которые являются характерными для рисковой ситуации:

- объективный характер противоречий, возникающих в рамках закона спроса и предложения.

- наличие альтернативных решений.

- можно определить вероятность исходов и ожидаемые результаты или они известны;

- вероятность возникновения убытков;

- вероятность получения дополнительной прибыли.

Иными словами, риск − это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые предприниматель рассчитывал. Последствия риска чаще всего проявляются в виде финансовых потерь или невозможности получения ожидаемой прибыли, однако риск − это не только нежелательные результаты принятых решений. При определенных вариантах предпринимательских проектов существует не только опасность не достичь намеченного результата, но и вероятность превысить ожидаемую прибыль. В этом и заключается предпринимательский риск, который характеризуется сочетанием возможности достижения как нежелательных, так и особо благоприятных отклонений от запланированных результатов.

Самые распространенные и часто встречающиеся проблемы в бизнесе сопряжены со следующими видами рисков:

  1. Риск необеспечения проекта достаточным уровнем финансирования:

- риск неполучения средств, необходимых для разработки проекта (организация не может привлечь инвесторов из-за невозможности убедить их в достаточной эффективности проекта);

- риск при использовании самофинансирования проекта (проект может оказаться без достаточных финансовых средств в силу невыполнения организацией финансового плана по прибыли и внереализационным доходам);

- риск при использовании внешних источников финансирования (бюджет проекта может оказаться дефицитным по причине ликвидации, банкротства либо наложения ареста на имущество кредиторов, закрытия кредитной линии или приостановления платежей по ней в результате ухудшения платежеспособности кредиторов).

  1. Маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами (возникают при реализации проекта и сбыта результатов проекта).

Риски в данном случае обусловлены техническими особенностями проекта (необходимость уникального оборудования, высококачественных комплектующих или материалов). Помимо этого, маркетинговые риски могут быть следующих видов:

- риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка;

- риск ошибочного выбора стратегии продаж нового товара и услуги;

- риск проведения неэффективной рекламы нового товара и услуги.

  1. Риски неисполнения договоров подразделяются на несколько видов:

- риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров;

- риск заключения договоров (контрактов) с недееспособными и неплатежеспособными партнерами.

- риск невыполнения партнерами договорных обязательств в установленный срок;

- риск наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор).

  1. Риски усиления конкуренции, связанные с утечкой конфиденциальной информации, неправильным выбором рынков сбыта и неполной информацией о конкурентах, недобросовестностью конкурентов (когда используются методы недобросовестной конкуренции), а также с появлением на рынке производителей из других отраслей, предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары.
  2. Риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обеспечения.

Существует понятие инновационного риска, который наиболее важен в современной предпринимательской деятельности. Он возникает в том случае, когда предприятие находится на стадии увеличения капиталов, используемых для производства существующих товаров и услуг, а также для создания новых. Таким образом, инновационный риск − это вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке. Источниками данного вида риска являются следующие ситуации:

- когда внедряется более дешевый метод производства товара или услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции будут приносить предпринимательской фирме временную сверхприбыль до тех пор, пока она является единственным обладателем данной технологии. В данном случае предприятие сталкивается лишь с одним видом риска − возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;

- когда производство или создание нового товара или услуги осуществляется на старом оборудовании. Здесь к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия качества товара или услуги в связи с использованием старого оборудования;

- когда производство нового товара или услуги основано на применении новой техники и технологии. В этой ситуации инновационный риск включает в себя несколько видов рисков:

  1. Риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя.
  2. Риск несоответствия нового оборудования и технологии необходимым требованиям для производства нового товара или услуги.
  3. Риск невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не подходит для производства иной продукции, в случае неудачи.

Как правило, риск предпринимателя возникает ввиду сомнения относительно того, удастся ли действительно приобрести именно ту выгоду, которую он прогнозирует. Такой риск возникает тогда, когда предприниматель направляет в дело только свои деньги. Особенность предпринимательских рисков заключатся в том, что от них не застраховано ни одно предприятие крупного, среднего и малого бизнеса. Они в равной степени зависят от внешней среды. В некоторых случаях крупной фирме легче противостоять проявлениям риска в силу своих размеров и диверсификации деятельности. Возможны также ситуации, когда, наоборот, малые предприятия оказываются гораздо успешнее в выходе из риска в виду гибкости и быстроты реакции. Практически то же самое можно сказать о реализации новых проектов. Если проект очень локализован, вероятность его продвижения на рынок будет сведена к минимуму. Но если фирма представляет на рынок несколько проектов, тогда шансы на успех заметно повышаются.

Оценить инвестиционную привлекательность Вашего бизнеса и его эффективность Вы можете заказав услугу по ссылке: Заказать оценку эффективности бизнеса

Контактная информация

г. Санкт-Петербург пр. Невский, 151

Время работы: с 09.00 до 21.00

Заказать звонок

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.

Написать письмо

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.